Подписаться на ленту новостей
через RSS канал



07 May 2021 13:28

Минюст России вложит 230 млн рублей в чат-бот для юридических консультаций

В рамках программы цифровизации Минюст планирует создать интеллектуального голосового и чат-бота, который будет бесплатно консультировать граждан по юридическим вопросам. «Цифровой юрист» обойдется бюджету в 230 млн руб. до 2023 года. В России уже сейчас есть коммерческие боты, которые могут решить конкретные юридические задачи и составить простые документы по шаблону, говорят эксперты. Но работа таких систем, по их мнению, в основном сводится к поиску нормативно-правовых актов, с чем справляются и обычные поисковые системы.

Министерство планирует потратить на внедрение цифровых технологий около 908,5 млн руб. до 2023 года. Одним из проектов в этой области должен стать сервис «Цифровой юрист», на создание которого их бюджета планируется потратить 230 млн руб., следует из документа.

«Цифровой юрист» — это текстовый и голосовой бот, который будет оказывать юридические консультации на основе актуального правового поля и поможет найти нужные нормативно-правовые акты, объяснили в Минюсте.

В отличие от существующих сервисов юридической консультации, система обучена на массиве нормативно-правовых актов РФ, говорят в министерстве.

Она может использоваться на любых информационных ресурсах, как государственных, так и коммерческих. Весь функционал «Цифрового юриста» будет для пользователей бесплатным, заверили в Минюсте. По расчетам министерства, в 2023 году число пользователей системы составит около 20 млн.

Перед «Цифровым юристом» стоят амбициозные цели, считает адвокат коллегии адвокатов «Делькредере» Максим Степанчук. Помимо того, что с нуля планируется собрать масштабную пользовательскую базу, у автоматического помощника должно быть 100 тыс. ответов и 100 тыс. голосовых диалогов, отметил он. Минюст планирует считать каждого зарегистрированного в системе пользователя за потребителя услуги «Цифровой юрист», отметил господин Степанчук. Но совершенно очевидно, что не все зарегистрированные пользователи будут обращаться к системе в течение года, добавляет он. Поэтому, считает эксперт, увидеть реальную востребованность системы будет сложно.

По словам члена комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Павла Лавренкова, в стране уже есть коммерческие юристы-боты, которые могут консультировать граждан и составлять простые юридические документы. Есть, по его словам, и системы анализа документов, позволяющие подбирать релевантные нормативные акты и судебную практику по тексту документа. «Но такие программы обычно направлены на решение какой-то одной конкретной проблемы пользователя, будь то консультация по заранее известной теме или составление документа по заданному шаблону»,— уточнил эксперт.

Сейчас полноценного бота, дающего осмысленные юридические консультации, в России нет, считает эксперт Moscow Digital School Ефим Казанцев. «Попытки прикрутить различных по степени интеллектуальности ботов к правовым базам знаний не раз предпринимались»,— отмечает он. Но в большинстве случаев, по мнению эксперта, такие системы представляли собой лишь поисковой интерфейс по базе нормативных актов и судебной практики. В то же время обычные поисковики в интернете до сих пор остаются наиболее удобным механизмом для этого, считает Ефим Казанцев: они бесплатны, доступны с любого устройства и справляются с поиском подходящих материалов не хуже специализированных систем.

Источник: https://www.kommersant.ru/